Краски лаки растворители

Лакокрасочные материалы и связанные с их использованием продукты (грунтовки, растворители, разбавители) прочно вошли в нашу жизнь. С их применением связано подавляющее большинство сторон жизнедеятельности человека в сфере производства, быта и культуры. Дело в том. что лакокрасочные покрытия, как правило, выполняют сразу две функции — защитную и декоративную. Свойства лакокрасочных материалов в значительной степени зависят от их состава. Краска содержит связующие вещества, пигменты, а также различные вспомогательные вещества, как, например, растворители, сиккативы, ускоряющие высыхание, и т. п. Количественное соотношение частей отдельных компонентов не случайно, оно является результатом долголетнего опыта.

Paints varnishes solvents
Paints varnishes solvents

Желание улучшить качество окрашенной поверхности путем добавления взятого наугад количества растворители ведет, как правило, к снижению качества краски. Обычно краска поступает в пролажу в готовом виде, но в результате длительного хранения может загустеть. В этом случае ее требуется разбавить необходимым количеством соответствующего растворителя. Нельзя добавлять к готовой краске более 3 % разбавителя для наружных работ и 5 % — для внутренних. Если разбавителя добавить слишком много, краска будет стекать (особенно с вертикальных поверхностей) и образовывать потеки. Кроме этого, снижается укрывнетость И стойкость лакокрасочного материала к атмосферным воздействиям. Краску перед употреблением необходимо тщательно размешать, чтобы на дне банки не осталось осадков и чтобы краска была по составу однородной.

Paints varnishes solvents-1
Paints varnishes solvents-1

Следует иметь в виду, что одна и та же краска одного и того же цвета может поступать в торговую сеть по истечении некоторого времени с незначительными различиями цветовою оттенка. Для окраски большой площади потребуется несколько банок краски. Для равномерности цветового оттенка краску из всех банок следует вылить в одну емкость и хорошо перемешать. Чтобы ориентироваться в составах и назначении
красок, правильно выбирать для них вспомогательные материалы, целесообразно ознакомиться с принятой в настоящее время маркировкой красок. Маркировка располагается на упаковке и состоит из пяти обозначений (Ч. Новак. Р. Мештян, 1986). Первое — ват материала (краска, эмачь. лак и т. п.). Второе — сокращенное название лакокрасочного материала, происходящее от наименования связующего компонента, входящего в состав краски (табл. 1.1.1). Третье (после тирс) — цифровая маркировка краски, где первая цифра указывает назначение лакокрасочного материала. Этот цифровой индекс расшифровывается следующим образом (табл. 1.1.2). Четвертое (одна или несколько цифр посте первой) — порядковый номер краски или другого материала, за исключением масляных и алкидных красок, в которых вторая цифра обозначает вид олифы, на которой приготовлен состав: I — натуральная, 2 — оксоль. 3 — глифгалевая. 4 — пенгафталевая, 5 — комбинированная.

Paints varnishes solvents-2
Paints varnishes solvents-2

Пятое — цвет лакокрасочного материала. Пишется полностью словом (красная, белая, зеленая и т. д.). Приведем пример: краска XB-I6I. Краска — вид материала; ХВ — обозначение пленкообразователя по химическому составу (нерхлорвнниловая); I — атмосфсростойкая; 61 — порядковый помер. Краска П-ЭП-45 Краска — вид материала; П — порошковая; ЭП — обозначение пленкообразователя по химическому составу (эпоксидная); 4 — водостойкая; 5 — порядковый номер. Рассмотрим свойства основных групп лакокрасочных материалов. Краски на олифах (МА), глифталевых (ГФ), пентафталевых (ПФ) и маслин офенольных (ФА) лаках относят к группе алкидных красок. Все они совместимы, и их можно смешивать между собой в различных пропорциях. Для них пригодны одни и тс же разбавители, растворители, грунтовки и шпатлевки. К алкидным краскам относятся и 1устотертыс масляные краски, являющиеся по сути дела полуфабрикатами. В их состав входят связующие — олифа и пигмент. Такую смесь легко перед употреблением разбавить до нужной консистенции олифой или разбавителем. Если в маркировке густотертой краски на первом месте не стоит цифра 2, то стойкость краски к внешним условиям целиком определяется выбранной для разбавления олифой.

Paints varnishes solvents-3
Paints varnishes solvents-3

При использовании алкидных красок применяют предварительное однократное или двукратное грунтование. Если грунтуют в один слой, то берут либо подкрашенные олифы, либо специальные грунтовки. При двукратном грунтовании для первого слоя используют олифу, а для второго — специальный грунтовочный состав. Грунтовки поступают в продажу в готовом виде, но их можно приготовить самостоятельно. Грунтовку для алкидных красок готовят из смеси олифы (I кг), густотертой масляной краски (0,5—1 кг) и растворителя РС-2 (70—100 г). Из фабричных грунтособой суспензию пигментов и наполнителя в глифталеном лаке с добавкой сиккатива. Подмэзочныс пасты под алкидные краски промышленностью не выпускаются, но их несложно приготовить самостоятельно. Для этою смешивают 1 кг олифы. 50 г сиккатива Ne 64. 200 г 10 %-ного клеевого раствора КОСТНОГО или калинового клея, 20 г мыла. 200—300 г скипидара или уайт-спирита и мел. Готовая подмазочная паста должна иметь консистсниию густой сметаны. вок лучше всего применять В качестве шпатлевок под алкндные краски приме-
няют: ПФ-002, ПФ-0044 и -Карболат-. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 2 мм. В табл. 1.1.3 приведены основные характеристики алкидных красок (М. А. Юдин, В. Н. Сучков. Ю. А. Коростелин. 1986). Водоэмульсионные краски подразделяются на три основные группы: водоэмульсионные полИвинилацстатные. водоэмульсионные акрнлатные, на основе поливинилового спирта. Водоэмульсионные иоливинил ацетатные краски состоят из водной эмульсии пол и вин ил ацетата и пигмента. Они предназначены как для наружных, так и для внутренних работ. Ими можно качественно окрасить любые стены и потолки, а также предварительно загрунтованные мет&члические поверхности. Водоэмульсионную краску наносят кистью или валиком, можно использовать краскораспылитель. После испарения воды из эмульсии образуется прочное матовое покрытие. Краска проста в употреблении, высыхает за 2 ч, при добавлении к ней красящего пигмента удается получить практически любой ивет. Поверхности, окрашенные водоэмульсионной поливинил ацетатной краской, легко моются водой. Немаловажными являются стойкость к действию щелочей и пористость покрытий, образуемых данной краской. Это обусловливает целесообразность применения водоэмульсионной краски для побслочных работ, причем краску можно наносить на не полностью просохшую штукатурку. Водоэмульсионными поливинилацегатными красками можно окрашивать поверхности, ранее обработанные масляными и другими красками. Подготовка окрашиваемых поверхностей такая же. как перед окраской масляными красками. Однако нельзя грунтовать составами, содержащими медный купорос, поскольку он образует с краской химические соединения, ухудшающие параметры будущего покрытия. Водоэмульсионные акрнлатные краски образуют блестящие, сравнительно водостойкие покрытия.

Paints varnishes solvents-5
Paints varnishes solvents-5

По
остальным параметрам они схожи с поливинил ацетатными красками. Водоэмульсионные краски на основе поливинилового спирта по своим свойствам близки к поливинилацетатным. Однако они имеют невысокую водостойкость, что обусловливает область их применения. П пролажу данные краски поступают светлых тонов, но их можно затемнить добавлением соответствующею колера. Перед употреблением поливинилепиртавые краски разводят водой, имеющей температуру 80*С, из расчета 2 л волы на I кг краски. Этими красками нельзя окрашивать мелованную поверхность: предварительно мел с нее надо смыть, затем зашпатлевать клеевой шпатлевкой, в которой мел заменен каолином. Марки и некоторые характеристики водоэмульсионных красок приведены в табл. 1.1.4 <М. А. Юдин, В. Н. Сучков, Ю. А. Коростелин, 1986). Кречнннорганическне эмали представляют собой взвеси пигментов и наполнителей в кремнийорганическом лаке, в который добавлен растворитель. Эти эмали можно Использовать для окраски практически любых поверхностей. Они прекрасно держатся на бетоне, штукатурке, картоне, металле, дереве, полимерах, стекле. Кремнийор!эпические эмали стойки к воздействию щелочей, резких перепадов температуры, влаги. Применяются они для наружных и внутренних работ. Важно отметить, что кремнийорганические эмали являются отличной зашитой металлических поверхностей от коррозии. Поверхность под окраску кречнийорганическими эмалями подготавливают так же. как поя окраску алкидными красками. В некоторых случаях можно обойтись 6ei грунтования и наносить эмаль на хорошо очищенную поверхность. Кремнийорганические эмали отличаются хорошим блеском и высокой чистотой тона. Промышленностью выпускаются кремнийорганические эмали следующих чарок: КО-168 (белого, желтого, красною, коричневого, синего, зеленого, черного цветов). КО-1112 (белого, желтого, голубого, коричне- вого, бирюзового, зеленого цветов) и КО-835А (в аэрозольной упаковке, различных цветов). В качестве разбавителя для кремнийорганических эмазей применяют растворитель № 646 или скипидар. Продолжительность сушки краски составляет 2 ч. Нитроцеллюлозные лакокрасочные материалы подразделяются на краски, эмали и лаки. Это быстросохнущие материалы, поскольку растворители, входящие в их состав, имеют высокую степень летучести. Нитроцеллюлозные лакокрасочные материалы образуют тонкие пленки, поэтому их необходимо наносить несколькими слоями. Краски и лаки этой группы используются в основном для внутренних работ. Для внешних работ, в силу их невысоких прочностных характеристик, они непригодны. Нитроцеллюлозные лаки и краски имеют сравнительно низкую адгезию к металлу, поэтому их наносят только на грунт. Наиболее благоприятная для окраски температура — 15—20*С. Если она ниже, краска плохо растушевывается, а если выше — окрашенные поверхности слишком быстро высыхают. Продолжительность сушки лакокрасочных материалов составляет 1 — 1,5 ч, а наилучшим инструментом их нанесения на поверхность является кисть или пульверизатор. В настоящее время наиболее распространены интроэчалн марок HU-25 и HU-I32. Они выпускаются 25 цветов, применяются для окраски предварительно загрунтованных металлических и деревянных поверхностей внутри помещений. Время практического высыхания — не более I ч для HU-25 и не более 3 ч для НЦ-132. До рабочей вязкости их доводят растворителями№ 645 и 646, а нитроэмаль НЦ-132К — № 649. Эмаль HU-132 можно использовать в неагрессивных атмосферных условиях. Нитроэмали НЦ-11. HU-1111, НЦ-259 — специальные, они имеют высокую стойкость к воздействию власи и других атмосферных факторов, что обусловливает более широкую область их применения. Нитроцеллюлозные лаки по своему составу сходны с нитроэмалями, но не имеют красящего пигмента. Они образуют тонкие бесцветные пленки, имеют малую продолжительность сушки (1—2 ч). В основном применяются для внутренних работ. Небольшая толщина образуемого при окраске слоя предусматривает нанесение нескольких слоев с промежуточной сушкой 0,5—1 ч. Покрытия нитролаков обратимые, стойкие к бензину, минеральным маслам, ограниченно водо- и теплостойкие. Нитролаки выпускаются глянцевые (HU-223, -224, -584) и матовые (НЦ-218. -228. -243), в аэрозольных упаковках и банках. До рабочей вязкости лаки доводит растворителями № 646. 647. 650. Для лака НЦ-218 лучше применять растворитель № 647 или РМЛ-218. а для НЦ-223 — РМЛ-315. Расход нитролаков составляет около 120 г/м*. Битумные лаки предназначены в основном для защиты металла от коррозии и представляют собой черные нолуглянцевые красящие составы на битумной основе. Промышленностью выпускается битумный лак БТ-577, антикоррозионный битумный лак БТ-783 и псковый лак. Все эти лаки предназначены для окраски оград, решеток и других изделий, испытывающих интенсивное атмосферное воздействие. Лаком БТ-577 можно окрашивать также шасси и рамы автомобилей. Битумные лаки наносят в один слой с помощью кисти или распылителя. Расход материала — около 100 г/м1. В качестве разбавителя используют скипидар или растворитель РС-2. Продолжительность сушки составляет 24 ч. Места, окрашенные битумными лаками, можно перекрашивать заново только битумными лаками, поскольку после нанесения другого лакокрасочного материала нижний битумный слой растворяется и проступает на верхнем слое. Двухкомплектные краски — это лакокрасочные материалы, составляющие которых поставляются отдельно и смешиваются одна с другой непосредственно перед применением краски. Краска сохнет и твердеет в результате химической реакции. По сравнению с однокомпонентными лакокрасочными материалами двухкомпонентные в большинстве случаев являются более качественными, поэтому часто бывает достаточно одного слоя краски дли соэдания качественного покрытия. Однако эти краски требуют более тщательной подготовки поверхности под окраску, она должна быть совершенно сухой, чистой и прочной. Старые и непрочно держащиеся красочные слои необходимо без остатка устранять с поверхности основания. Отечественной промышленностью выпускаютсч двгхкочпонентные чочевинфорчалиегндные лаки МЧ-248 и МФ-257. Они выпускаются в комплекте с отвердителсм, который необходимо смешать с лаком не более чем за 1 ч до нанесения. Лак наносят на качественно обработанную поверхность в 2—3 слоя с промежуточной сушкой в течение 8 ч. Расход лака на один слой составляет 100 г/мг. Покрытия имеют хороший внешний вид и отличаются высокой прочностью, стойкостью к атмосферным воздействиям. Лвухкомпоиен ГШ.1Н алкндноуретановый лак АУ-271 по своим характеристикам сходен с мочевинформальдегидными, но обладает более высокой прочностью. Он применяется для обработки паркетных полов и других деревянных изделий, испытывающих значительные механические нагрузки. Способ его применения аналогичен мочевинформальдегидным. Существуют и другие двухкомпонентные лакокрасочные материалы, обладающие повышенными прочностными и другими характеристиками, но они, как правило, относятся к разряду специальных. что снижает возможность их применения в домашнем хозяйстве. Меламиновые лакокрасочные материалы образуют прочную атмосферо- и бенэиностойкую глянцевую пленку. Наносят их преимущественно в один слой. Процесс сушки производят при температуре 100—130*С в специальных камерах в течение 20—30 мин. Их применяют главным образом при ремонте и покраске автомобилей. Следует отметить, что шлифование меламинового покрытия не увеличивает его блеска, а даже уменьшает. Меламиновые краски имеют хорошую адгезию к металлу, что позволяет иногда наносить их на незагрунтованные поверхности. Тиксотропные лакокрасочные материалы представляют собой почти твердый гель — желе. После тщательного размешивания при растушевке гель разрушается и вещество становится жидким. Но если краску оставить в состоянии покоя, она вновь превратится в гель. Такие щйеки ни в коем случае нельзя разбавлять растворителями. При окраске вертикальных поверхностей следы после движений кистью растушевывают, причем слой не стекает Краска легко распределяется по поверхности. Она удобна, например, дли окраски потолка, поскольку имеет высокую вязкость и не стремится стечь вниз. IIолистнрольные краски используют в тех местах, где окрашиваемые поверхности испытывают интенсивное воздействие агрессивных химических сред. Их применяют для окраски дерева, металла, штукатурки и других материалов. По своим свойствам они близки к хлоркаучуковым краскам, область применения которых аналогична. Спиртовые краски содержат естественные смолы или пигменты, растворенные в высокойроиентном спирте Они быстро высыхают, однако хрупки, поэтому их применение ограничено. Другим недостатком спиртовых красок является высокая стоим оегь. Исключением в плане прочности является янтарный спиртовой лак. Он обладает чудесным внешним видом и образует высокопрочные покрытия. Янтарный лак хорош для обработки металлических и особенно деревянных изделий. Приготовить его можно следующим образом. Янтарные опилки заливают полуторным по объему количеством спирта этилового и греют 3—4 ч на водяной бане, то есть опускают сосуд с янтарными опилками и растворителем в емкость с кипящей водой. Затем горячую смесь выдерживают в теплом месте в течение I ч. После этого осторожно сливают полученный лак. фильтруют и разливают в тару, которую герметично закупоривают. Нерастворившнеся опилки выбрасывают. Есть и другой способ приготовления янтарного лака, но он уже не будет являться спиртовым. Янтарные опилки заливают равным по объему количеством дихлорэтана, герметично закрывают и оставляют на восемь — десять дней. Затем лак слива юг, фильтруют, бутилируют и герметично закупоривают. Клеевые краски предназначены для отделки оштукатуренных, бетонных и деревянных поверхностей, причем казеиновые краски применяются как для наружных, так и для внутренних работ. Красками на крахмале и костном клее можно окрашивать только внутренние поверхности. Важным достоинством клеевых красок является их пористость: покрытия из этих красок нс препятствуют воздухообмену, через них легко испаряется влага. В торговую сеть поступают клеевые краски, готовые к употреблению. Они представляют собой сухие красочные составы, которые непосредственно перед употреблением разводят водой. Связующим в этих красках может выступать казеин, декстрин, крахмал и костный клей. Казеиновые краски водостойки, декстриновые, крахмальные и костные — неводостойки. Для приготовления рабочего раствора краски на декстриновой или костной основе сухую краску смешивают с теплой водой в соотношении 1:1 (по массе), дают смеси настояться 5—6 ч. затем вновь размешивают, посте чего краска готова к применению. В сухую казеиновую краску (I кг) вливают 0,3 л воды, подогретой до 60—70*С, смесь размешивают и оставляют настаиваться па 1—2 ч, периодически подвергая размешиванию. После этого краску фильтруют через крупное сито, добавляют 0,7 л воды, размешивают и фильтруют через мелкое сито. Для улучшения внешнего вила покрытия, увеличения его водостойкости, облегчения нанесения краски в се состав можно ввести натуральную, комбинированную или глифталсвую олифу (30 г на 1 л краски). Олифу тщательно перемешивают с готовой краской до получения однородной эмульсии. Существуют также сухие полуфабрикаты для изготовления побелок и красок на основе растительных и животных клеев. Это «Побелка малярная», «Лаки красочные сухие». -Декоративные сухие краски», «Сухие краски» и другие. Эти полуфабрикаты состоят из мела и красящего пигмента. Приготавливают их следующим образом. Сухой полуфабрикат разводят в воде до консистенции жидкой сметаны, настаивают в течение 12 —20 ч, полученную пасту протирают через мелкое сито. Клеевой раствор готовят отдельно. Для него берут 12 массовых частей сухого клея и 88 — воды. Клей замачивают в холодной воде на 24 ч, затем нагревают на водяной бане до полного растворения. Для улучшения характеристик клеевой краски в раствор вводят 20—30 г концентрированного раствора хозяйственного мыла, а затем при энергичном перемешивании 60—80 г любой олифы. Полученный раствор должен представлять собой качественную эмульсию. Последней операцией является введение в клеевой раствор заранее приготовленной красящей пасты. Компонеитм необходимо хорошо перемешать до-получения однородной массы. 8 случае невозможности приобрести сухой полуфабрикат допустимо воспользоваться смесью мела тонкого помола или зубного порошка и красящею пигмента, взятых в соответствующих пропорциях. Краски на минеральных связующих предназначены для простой отделки наружных поверхностей зданий и других объектов. Они хорошо наносятся на каменные, бетонные и оштукатуренные основания. К их положительным свойствам относятся: высокая воздухопроницаемость, водостойкость, индифферентность к температурным перепадам. Краски на минеральных связующих выпускаются в Biue порошков или пигментов. Связующим в них чаще всего используется цемент, жидкое стекло и известь. Пигменты бывают следующих цветов: белый, желтый (различных оттенков), синий, голубой, лазурный, различные оттенки зеленого- черный. Для приготовления краски на жидком стекле (силикатном клее) I кг порошка разводят в 2,$—3 л воды и дают отстояться в течение 12 ч, затем добавляют 300 г жидкого стекла и тщательно перемешивают. Наносят краску кистью. Крзску на извести приготавливают аналогично, но вместо жидкого стекла используют 1,3 кг гашеной извести. Следует отмстить, что краска на известковом связующем не обладает хорошей укрывистостью. поэтому се необходимо наносить в два слоя, а если окрашиваемая поверхность сильно загрязнена, то в три-четыре слоя. Применение лакокрасочных материалов неотделимо от использования вспомогательных средств: грунтовок, шпатлевок и растворителей. Грунтовки — как правило, жидкие или полужидкие составы, предназначенные для уменьшения пористости и усиления антикоррозионных свойств отделываемых поверхностей. Используются они также при низкой адгезии краски к материалу окрашиваемой поверхности. Уменьшение пористости выравнивает процесс впитывания краски и позволяет достичь максимальной однотонности окрашенной поверхности. В зависимости от применяемого лакокрасочного материала используют тот или иной вид грунтовки. Грунтовки под клеевую краску промышленностью не выпускаются, поэтому их необходимо при гота вливать самостоятельно. Наиболее распространены для этих целен квасцовая и купоросная грунтовки. В состав квасцовой грунтовки входят: алюмокалиевыс квасцы (200—300 г), хозяйственное мыло (200 г), костный плиточный клей (200 г), натуральная, комбинированная или глифталевая олифа (30 г), мел тонкого помола (1.5 кг) и вода (добавляется до объема Юл). Для приготовления грунтовки в 2—3 л горячей воды растворяют квасиы. отдельно готовят 10 %-ныЙ клеевой раствор так же, как для приготовления клеевых красок. В этом клеевом растворе при нагревании и перемешивании растворяют мыло, нарезанное мелкими кусочками. Затем к раствору добавляют олифу и тщательно перемешивают до образования однородной эмульсии. В заключение добавляют 1.5 кг мела и воду — до объема 10 л. Готовую квасцовую грунтовку процеживают через сито. Для приготовления купоросной грунтовки используют, купорос медный (150 г), мыло хозяйственное (250 г), клей животный сухой (200 г), олифу (30 г), мел тонкого помола (3 кг). В 3 л кипящей воды растворяют медный купорос, интенсивно его перемешивая. Отдельно готовят 2 л 10 %-ного клеевого раствора. Мыло растворяют в 2 л горячей воды в отдельной посуде, затем вливают полученную массу в клеевой раствор и хорошо перемешивают. Следующей операцией является соединение мыльно-клеевого раствора с олифой и тщательное перемешивание до получения эмульсии. Когда остынет полученная жидкость, в нее добавляют мел и доливают волу до объема 10 л. После перемешивания и фильтрования через сито купоросная грунтовка готова к применению. Для увеличения пластичности грунтовочной пленки содержание олифы в жидкой грунтовке увеличивают в 1,5—2 раза. Приведенные ранее грунтовочные смеси лучше всего употреблять под краски на костном или растительном клее. Для клеевой краски на основе казеинового клея целесообразно использовать специальную грунтовку. В ее состав входят: 1 кг казеиновой краски, 1,4 л воды, 30 г олифы (начальной, комбинированной или глифталсвой; олифу оксоль применять нельзя). Технология приготовления грунтовки следующая: сухую краску разводят в 0,5 л теплой воды, тщательно разминая комки; после растворения краски (спустя 1—2 ч) смесь процеживают через крупное сито. Затем добавляют олифу и, интенсивно перемешивай, доводят смесь до состояни’ эмульсии После этого добавляют оставшееся количество воды, размешивают, фильтруют через мелкое сито.
Грунтовки под клеевые краски наносят кистью. Состав должен ложиться на поверхность продольными полосами, которые затем растушевывают в поперечном направлении. Необходимо помнить, что каждый следующий грунтовочный слой нужно наносить полосами, перпендикулярными полосам предыдущего слоя. Заключительную растушевку на вертикальных поверхностях делают сверху вниз, а на потолке — в том направлении, в котором падает свет из окна. Это делается для того, чтобы не были заметны следы от кисти. Грушовки нол алкидиые краски поступают в продажу в готовом виде, но их можно приготовить самостоятельно. Например, натуральную олифу, предназначенную для грунтования (I кг), смешивают с 50 г сухого пигмента, подходящего потону к окрашиваемой поверхности. Олифу подкрашивают для того, чтобы легче было проследить за равномерностью ее распределения по поверхности. Неплохую грунтовку можно приготовить из смеси 1 кг натуральной олифы, 0.5—1 кг густотертой масляной краски и 100 г растворителя РС-2-70. Олифы в продажу поступают различных сортов По качеству их можно разделить на две группы: в первую входят олифы, пригодные для изготовления красок как для внутренних, так и для наружных работ; ко второй группе относятся олифы, на которых можно приготовить краски только для внутренних работ. Лучшие, наиболее универсальные олифы   натуральная (льняная и конопляная), глифталеваи, пентафталевая. На основе олиф оксоль и комбинированных (марок К-2 и К-12) можно приготавливать только краски для внутренних работ. Комбинированные олифы К-3 и К-5 могут быть использованы для приготовления красок для наружных работ, хотя они уступают натуральной олифе. Несколько лучше по качеству комбинированная олифа К-4 Олифы различных сортов можно смешивать, но качество смешанной олифы будет при этом таким, как у худшей из взятых олиф. Отечественной промышленностью выпускается грунтовка ГФ-020, обладающая хорошей адгезией к металлу. Она предназначена для нанесения практически под все краски и эмали. Разбавляют грунтовку растворигелем РС-2. Уайт-спирит, бензин и олифы в качестве разбавителя применять ни в*коем случае нельзя. Грунтовка ГД-032 имеет аналогичные с ГФ-020 свойства К вспомогательным материалам относятся также шпатлевки. Они предназначены для выравнивания окрашиваемых поверхностей. В случае высококачественной окраски шпатлевку выполняют в два-три приема. Ее наносят на поверхность шпателем. После высыхания она образует ровную, без трещин и пузырей, поверхность. Если необходимо, то прибегают к дополнительному шлифованию. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать 2 мм.
Пол краски на минеральных связующих применяют шпатлевку следующего состава: известковое тесто — 1 кг, гипс мелкого помола — 1 кг, вода — до рабочей вязкости. В воду вводят гипс, тщательно размешивают до консистенции жилкой сметаны, затем добавляют известковое тесто и снова хорошо перемешивают  Под краски на клеевой основе используют шпатлевку, состоящую иэ I кг 10 %-ного клеевого раствора, 30 г олифы, чела тонкого помола — до рабочей вязкости. Горячий клеевой раствор смешивают с олифой, достигая состояния эмульсии, затем добавляют мел до получения необходимой консистенции и тщательно перемешивают. Наличие олифы не позволяет шпатлевке быстро сохнуть и делает ее прочнее и практичнее в употреблении. Введение 15—20 г хозяйственного мыла облетает разравнивание шпатлевки по поверхности. Поверхности, окрашиваемые масляной краской, целесообразно обрабатывать шпатлевками следующих составов. Полумасляная шпатлевка: олифа — 600 г. клеевой 60%-ныЙ раствор — 0,5—1 кг, сухой пигмент — 600 г, мел тонкого помола — 2—2,5 кг. В раствор горячего клея вливают олифу и перемешивают до получения эмульсии. Смесь мела и сухого пигмента соединяют с эмульсией и тщательно перемешивают. Клеечасляная шпатлевка: олифа — 150 г. клеевой 17 %-ный раствор — 600—700 г, мел тонкого помола (до рабочей вязкости) — около 2 кг. В заранее приготовленный клеевой раствор вливают при интенсивном помешивании олифу, доводя смесь до эмульсии. Эту жидкую основу смешивают с мелом (до консистенции густой сметаны). Масляная шпатлевка: олифа натуральная — I кг, сиккатив — 100 г, мел тонкого помола (до рабочей нязкости) — около 2 кг. Олифу смешивают с сиккативом до получении эмульсии. В полученную эмульсию вводят мел и хорошо размешивают. Эта шпатлевка отличается большим временем высыхания, но обладаег высокой прочностью, стойкость к влаге. Hi шпатлевок промышленного производства наиболее употребимы следующие: ПФ-002. ПФ-0044. HU-008 и эпоксидная шпатлевка. Шпатлевки ПФ-002 и ПФ-0044 ныемхают при комнатной температуре за 20 ч. при 60*С — за 6 ч. Шпатлевку наносят на загрунтованную поверхность. Перед нанесением нитроэмалей поверхность, выправленная шпатлевкой ПФ-002. должна быть перекрыта грунтовкой ГФ-020 и высушена при повышенной температуре. Разбавителем для этих шпатлевок служит смесь пентафталевой олифы с уайт-спиритом в соотношении 1:1 или растворителем РС-2. Шпатлевку HII-008 применяют для работы с нитроэмалями, а также для устранения незначительных дефектов на поверхности, окрашенной другими синтетическими эмалями. Шпатлевку следует наносить очень тонким слоем. Общая толщина всех слоев должна быть не более 0.2 мм. Продолжительность сушки одного слоя при комнатной температуре —1ч, Разбавителем для НЦ-008 служит растворитель № 647. Эпоксидная шпатлевка обладает хорошими физикохимическими параметрами и во многом превосходит другие виды шпатлевок. Выпускается она в комплекте с отвердителем. Не более чем за 45 мин ло использования оба компонента смешивают из расчета 25 частей шпатлевки на 1 часть отвердителя. Продолжительность отвердевания шпатлевки при комнатной температуре составляет 24 ч. Шпатлевку этого вида не рекомендуется наносить слоем более 2 мм. Рели композиция слишком вязкая, то ее можно подогреть на водяной бане до температуры ЗО’С. но не выше. Целесообразно также ввести в шпатлевку 10 % ацетона или растворителя Р-40 ло ее смешивания с отвердителем. Слой свежей шпатлевки выравнивают мягкой тканью, смоченной в ацетоне. Расход эпоксидной шпатлевки составляет 3 кг/м’ (для слоя толщиной 2 мм). Следует иметь в виду, что огвердитель весьма ядовит. Категорически следует избегать его попадания в глаза и рот. После окончания работ с эпоксидной шпатлевкой необходимо тщательно вымыть руки. Растворителя — жнлкости. которые применяются для доведении лакокрасочных материалов до рабочей вязкости, а также для мытья кистей, посуды и иного инструмента после работы с водонерастворимыми малярными материалами. К ним относятся: скипидар, уайт-спирит, ацетон, спирт, комбинированные растворители, сольвент, ксилол и яругие. Скипидар служит для разбавления и ускорения высыхания масляных красок. Это бесцветная жидкость с запахом сосновой смолы. Очищенный скипидар ускоряег процесс высыхания, а неочищенный — наоборот, несколько замедляет.
Ацетон — лучший растворитель нитрокрасок, нитроэмалей и нитролаков. Его недостатком ямяется повышенная огнеопасность. Он входит в состав многих комбинированных растворителей. Уайт-спирит (бензин-растворитель) —бесцветная жидкоегь, очень огнеопасна. Применяется в качестве растворителя для некоторых смол и разбавителя для
нитрокрасок. Применяются только высшие сорта уайтспирита.
Сольвент — жидкость желтого цвета со своеобразным запахом, которая применяется для растворения битумных лаков и искусственных олиф. Современной промышленностью выпускается широкий ассортимент растворителей и разбавителей. Об области их применения можно судить по табл. 1.1.5. Сиккативы — катализаторы высыхании маслосодержаших лакокрасочных материалов- которые ускоряют плепкообразование. Применяются они также для приготовления олиф. Обычно это соли металлов и жирных кислот. В пролажу поступают в виде растворов, порошков, паст. Наиболее употребимы н домашних условиях сиккативы следующих марок: НФ-1, НФ-2, НФ-4. НФ-5. Смывки — жидкие составы, применяемые для удаления старых лакокрасочных покрытий. Как правило, они представляют собой смеси органических растворителей. В домашних условиях целесообразно использовать смывки: АФТ-1, БЭМ, Р-4, СД специальная, СП-7. Если одна из них окажется неэффективной- то следует попробовать другую. Работать со смывками следует в хорошо проветриваемом помещении или в противогазе, поскольку они ядовиты и облачают сильным раздражающим действием. В случае отсутствия смывки промышленного производства снять слой старой масляной краски можно с помощью пасты, содержащей ‘/, 10 %-чого раствора нашатырного спирта и ‘/А мела. Через 2—3 ч после нанесения пасты слой краски размягчается и легко удаляется скребком.